Споры с сотрудниками

Защита прав работодателя по трудовым спорам закреплена ст. 22 Трудового кодекса РФ и включает в себя возможность:

  • заключать индивидуальные и коллективные трудовые договоры;
  • требовать от своих сотрудников соблюдения правил внутреннего распорядка;
  • поощрять и наказывать работников и т. д.

Указанная норма корреспондирует со ст. 21 ТК РФ. То, что входит в обязанности работодателя, является правом работника. И наоборот, работодатель может требовать исполнения работниками обязанностей, перечисленных в ст. 21 ТК РФ. Например, работник должен бережно относиться к имуществу предприятия, и, соответственно, руководитель вправе требовать такой бережливости.

Таким образом, нарушение прав работодателя обычно представляет собой:

  • неисполнение работниками своих обязанностей, указанных в ТК РФ и иных нормативных актах;
  • причинение работодателю материального ущерба;

Виды трудовых споров, способы их разрешения;

Все трудовые споры можно разделить на 2 большие группы;

  • индивидуальные (подробнее об их правовой природе можно прочитать в статье Индивидуальный трудовой спор в Трудовом кодексе РФ – виды);
  • коллективные (о них рассказывается в статье Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения).

Из индивидуальных споров, где нарушаются права работодателя, на практике чаще всего встречаются требования о возмещении ущерба, нанесенного работником.

Согласно ст. 248 ТК РФ работодатель может взыскать с работника 1 зарплату в течение 1 месяца после установления окончательной суммы ущерба, издав соответствующее распоряжение.

Работодатель для взыскания обращается в суд, если:

  • работник не согласен платить;
  • или размер ущерба превышает размер его зарплаты;
  • или прошло больше месяца после подсчета потерь.

Такие виды индивидуального спора относятся к исключительной компетенции суда (абз. 3 ч. 2 ст. 391 ТК РФ).

По другим видам индивидуальных споров работодатель может сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам, а потом в суд либо сразу в суд (о судебном порядке – в статье Какой суд и в какие сроки рассматривает трудовые споры?)

Привлечение работников к дисциплинарной ответственности и расторжение договора по односторонней инициативе также являются способами защиты прав работодателя. При этом для применения таких способов работодатель должен подготовить документы — обоснования его позиции.

Судебная защита — это универсальный способ защиты прав, к которому может прибегнуть любое лицо.

Как ведется защита работодателя в трудовых спорах в суде

Трудовые споры рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ). Их особенностью является то, что, в какой бы позиции ни находился работодатель (истца или ответчика), в большинстве случаев бремя доказывания каких-либо фактов ложится именно на него.

В спорах о снятии дисциплинарного взыскания у работодателя на руках должны быть документы, подтверждающие совершение правонарушения работником. Например, докладная записка объяснительная либо акт о ее непредставлении, приказ о применении меры дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ).

В спорах о взыскании зарплаты работодатель должен доказать отсутствие задолженности перед работником.

В спорах о восстановлении на работе, если увольнение произошло по инициативе руководства, работодатель доказывает наличие оснований и соблюдение им установленного порядка расторжения трудового договора.

Такая «несправедливость» связана с тем, что законодатель считает работника слабой стороной правоотношения и трудовое законодательство построено по принципу максимальной защиты его (работника) интересов.

Однако стоит помнить, что не всегда суд вправе возложить обязанность по доказыванию на работодателя. Например:

• истец-работник, обосновывающий требование о восстановлении на работе тем, что заявление на увольнение было подано под давлением работодателя, сам доказывает данное обстоятельство;

• для цели расчета исковой давности истец-работник предполагается узнавшим о неправомерном уменьшении зарплаты в момент ее получения, обратное доказывается работником.

На наш взгляд, сложность защиты прав работодателя заключается в том, что в большинстве случаев доказывать какие-либо факты приходится именно руководству организации. В то же время большое количество внесудебных способов урегулирования спора позволяет прийти к согласию с работником.